вторник, 25 августа 2009 г.

10. Движение - это жизнь

    Кто не получал в детстве установку родителей: "Хорошо учись, поступи в институт, получи профессию - это и есть успех!". У кого это сработало? Есть ли среди ваших знакомых бывшие троечники, спокойно преуспевающие в жизни?
     Есть ли среди ваших знакомых отличники, которые корпят на работе за мизерную зарплату? И наоборот. Те, кто не успевал и в школе, и после нее? И те, кто прекрасно успевал и там и там? Т.е. успевание в школе не гарантирует преуспевания в жизни. Как минимум, нам нужно школьные успехи интерпретировать по принципу: зубрит/действительно знает. Это штрих. Хотя и весьма незначительный. 
    Потому как история знает море отличников, которые не просто зубрили, а действительно знали, из которых получились прекрасные малооплачиваемые инженеры и служащие. Следовательно, школьной успеваемостью мы можем смело пренебречь в исходных данных нашего прогноза.

   Дело в том, что совокупность усвоенных фактических знаний, необходимых для функционирования интеллекта, обозначают термином эрудиция. Чем лучше работает память, тем большие объемы информации в ней сохраняются в первозданном виде. Однако ваша личная эффективность в использовании этой информации зависит не от объема, а от усвоения ее в переработанном виде. От классификации и упорядочивания, проведения причинно-следственных взаимосвязей, сочетания изучаемого материала с тем, что уже хранится в памяти.      Эрудиция же характеризует весь объем имеющихся данных и не имеет отношения к их обработке. А неусвоенный, необработанный материал намного труднее вспомнить, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то воспользоваться на практике. Кроме того, наш интеллектуальный процессор более эффективно работает с той информацией, которая в процессе запоминания прошла через этап упорядочения. Значит ли это, что нужно бросить школу и не поступать в институт? Нет, конечно - свои плюсы есть и в банальной тренировке памяти и в навыках работы и огромными объемами информации. Но они не гарантируют успеха в жизни.

   Не верите? Проанализируйте свою жизнь, жизнь своих родителей, дедушек и бабушек... Если вы повторяете их модель поведения - скорее всего вас ожидает то же самое в жизни. Династии встречаются не только у шахтеров, но и у абсолютного большинства людей, так и не сумевших реализовать детские мечты. И только потому, что реализовать их они хотели, используя те же инструменты и установки, которыми не смогли добиться успеха их предки. Помните? Повторение одних и тех же действий с надеждой на другой результат - это признак безумия.

   Следовательно, нужно что-то изменить. Вопрос - что? Ответ может быть только один - мысли в вашей голове. И все? Этого достаточно? Ну, не совсем. Иначе вы просто превратитесь в очередного фантазера. Ведь чем отличается мечта от фантазии? Мечта - это фантазия, за реализацию которой вы готовы взять ответственность на себя. Прочтите внимательнейшим образом последнюю фразу (а лучше, проанализируйте ее) - это Секрет преуспевания всех преуспевающих людей.

   Тем не менее, начинать в любом случае нужно с головы, потому что именно мысли формируют вашу реальность, потому что вы действуете, руководствуясь ими. Можно громко вопить о том, что мы самые-рассамые на всей планете, о том во что мы верим или не верим, чего мы хотим, а чего не хотим - наши действия все равно выдадут, чего мы стОим на самом деле. Своими решениями и поступками мы либо утверждаем сделанный выбор, либо ставим его под сомнение. Конечно, наша текущая реальность обладает достаточно большой устойчивостью, она сопротивляется и не отпускает. Это нормально для человека - не верить в то, чего он не видел, не переживал и чего не видели и не переживали его предки. Нужно очень большое желание изменить свою реальность, чтобы на первых порах противостоять своим сомнениям и идти вперед наперекор всем внешним доброжелателям и внутренним страхам. Но это - заявка на лидерство.


   Чтобы понять, как нам все взять да поменять, давайте посмотрим, как мы устроены. Человек похож на пирамиду, причем находится эта пирамида у него в голове, и состоит она из логических уровней.

1. Первый логический уровень (основание пирамиды) - это наше окружение: семья, знакомые, товарищи по работе, соседи по дому. Они образуют тот ситуативный бульон, в котором мы ежедневно варимся, и формируют второй уровень пирамиды - наше поведение.

2. Второй уровень пирамиды - наши действия и навыки. Согласитесь, юноша, учившийся в школе, где было принято дергать девчонок за косички, относится к слабому полу иначе, чем выпускник кадетского корпуса, которого учили с поклоном приглашать даму на танец. Поведение определяет следующую ступень - способности и возможности.

3. Третий уровень - способности, возможности. Одному важно хорошо стрелять из рогатки, другому - освоить очередную компьютерную программу, третьему - сражать девиц первым же томным взглядом.

4. Четвертый уровень - ценности и убеждения (нужно хорошо лазать по деревьям, продвинуто пользоваться компьютером, не иметь прыщей на лице) и ценности (самый сильный в классе, новое программное обеспечение, уверенность в общении). С этого уровня мы поднимаемся на самый верхний, который отвечает за наше высшее "я", то кем мы себя ощущаем.

5. Пятый уровень - кем мы себя ощущаем. Возьмем для примера человека, который вырос на рабочей окраине и стал, например, банкиром. Про таких часто говорят: зазнался, не помнит старых друзей. Но эти самые друзья и не подозревают, что перед ними находится совсем другой человек. Его окружают люди, связанные с финансами, чтобы общаться с ними, нужно соблюдать определенный этикет, многое знать и уметь. В этом окружении нормально и естественно, если человек разбирается в хороших винах, одевается у известных модельеров, посещает дорогие рестораны.

   Постепенно у бывшего паренька с окраины формируются необходимые знания и таланты, он получает новые возможности для развития. В его голове складывается система ценностей, соответствующая его кругу, уровню достатка, профессии. И он начинает думать: "Я удачливый финансист". Это пример, когда пирамида формируется снизу, ведь для начала своей карьеры человеку понадобилось сменить окружение, допустим, поступить в престижный вуз.

6. Шестой уровень - мечта, вИдение. Это наш локомотив, двигатель нашей жизни. Его хорошо знают дети и про него совершенно забывают взрослые.

   Пирамида может формироваться как снизу, так и сверху. Отсюда и спор между мировоззрениями: "Бытие определяет сознание" и "Сознание определяет бытие". Т.е. на традиционном пути развития ваше окружение формирует вас, ваши действия, которые приводят к укреплению ваших привычек, которые, в свою очередь, формируют ваши навыки, из которых складываются ваши ценности и убеждения, которые в конечном итоге и формируют вас, как личность. Но есть и другой путь. Его выбирают не все, вернее даже, далеко не все. Путь, на котором сознание определяет бытие. И начинается он с самой верхней точки пирамиды - с мечты или вИдения.

    Как это происходит? Мечты, которые вы решили реализовать, высвобождают огромную энергию, которая включает ваш мозг на поиски решения, формирует ваши ценности и убеждения, на пути реализации этой мечты приходят навыки, которые подстегивают вас на иные действия. А то, что вы делаете, сформирует вашу новую реальность.

    Очень часто человек не может достичь в жизни каких-то высот, потому что его пирамида заканчивается определением того места, которое он занимает под солнцем: "Я хронический неудачник", "Я бездарный бизнесмен". И кажется, что жизнь каждый день это подтверждает. Загляните выше на ступеньку. Это то, к чему вы стремитесь? Это то, чего вы хотите от жизни?

   Когда вам кажется, что путь, который вам предлагают, слишком прост, слишком банален, слишком непонятем, слишком не престижен и много чего еще слишком, остановитесь и подумайте: чем вы руководствуетесь - сознанием и мечтой или своей социальной средой?

    Но... вернемся к нашим...э.. ступенькам. Как же это нам использовать практически?

   Как всегда - легко и со вкусом. Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем либо таблицу из шести строк, либо пирамиду, либо ступеньки - кому как нагляднее...

    Выберите какую-то ситуацию, что произошла достаточно недавно и результатами которой вы не совсем довольны. Опишите ее вкратце в самой нижней ячейке (ступеньке)

Во второй ячейке попунктно опишите свои действия в этой ситуации.

В третьей - какие при этом вы проявили навыки и способности.

В четвертой - какими при этом руководствовались ценностями и убеждениями.

В пятой - кем вы себя в тот момент ощущали - кем была ваша сущность?

    Если вы все делали внимательно и вдумчиво - самое время перевести дух и понять - а к чему же вы все таки стремитесь, чего хотите и о чем мечтаете для себя и для людей. Запишите это в самой верхней ячейке. Отдышитесь. Потому что дальше будет еще интереснее.

    Поехали назад по ступенькам: исходя из вашей мечты - кто вы теперь? Допишите во второй ячейке сверху.

    Если вы - это теперь ВЫ, то каковы ваши теперешние ценности и убеждения? Они могут совпадать с теми, что уже были, но в любом случае - допишите еще парочку.

    Если ваши нынешние ценности таковы, то какими должны быть навыки и способности? Допишите еще несколько.

    Исходя из ваших способностей и навыков - какими станут ваши действия? Допишите, что еще вы теперь можете использовать.

    Как вы повели бы себя в похожей ситуации, используя все те качества и навыки, которые теперь появились у вас? А, возможно, изменилась ситуация? И вы себя уже в такой ситуации не представляете? Ну, так найдите себе иной путь и идите по нему. Только не стойте на месте, а двигайтесь: движение - это жизнь!

(Из выпуска  
рассылки «Законы лидерства в иллюстрациях») 


Комментариев нет:

Отправить комментарий