суббота, 21 ноября 2009 г.

39. Открытое письмо Андрюше, Саше и другим мальчишкам, с которыми я общаюсь в скайпе.

...а также всем, кому это интересно...

Как бы ни начинался разговор, в какой-то момент происходит взаимное недопонимание. И, как правило, причина тому – отсутствие четкого понимания, что же такое СИСТЕМА вообще и в частности...Поэтому и решила написать о СИСТЕМЕ, системном мышлении, системном подходе и системном анализе.

....Мир представляет собой гиганскую систему сложнейших систем. Однако у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней.

Мир настолько сложен, что изучить его «в целом во всех подробностях и сразу» - невозможно, хотя к этому нужно стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (от греч. - расчленение; ....прикольно, однако!) Анализ системы – это изучение ее частей и связей между ними (внутренних) и между системой и внешним миром (внешних). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе). Творчество – это создание нового, синтез на основе анализа. Здесь мы не будем говорить о СОВСЕМ новом. Это совсем другая тема....

Если система может выработать решение, она называется сложной. Если в составе сложной системы есть человек, то систему называют большой. Примером сложной большой системы является компания, класс...

У всех систем единый набор характеристик, хотя значение самих характеристик разные. Это:
1.Цели создания системы.
2.Состав и характеристики частей (структура).
3.Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
4.Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
5.Функционирование системы (поведение).
6.Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).

У всех систем есть свойства:

1.Главным свойством ситемы является ее целостность, то есть появление таких новых свойств, которых нет у каждой его части в отдельности. Это явление называют несводимостью свойств.

2.Основное свойство сложных систем – это наличие цели. Любая система создается для достижения каких-то целей. Большие системы, как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели могут меняться.

3.Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так, дети объединяются в класс в целях экономии затрат на их обучение.

4.Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и самоуправлению. Управление нужно для более эффективного выполнения целей.
Если системой хорошо управлять, она работает эффективно, и наоборот. Если части системы хорошо согласованы, то система работает хорошо. Система, рассматриваемая в басне «Лебедь, рак и щука», работала плохо, так как части не были согласованы и не взаимодействовали, хотя цели и совпадали.

5.Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться.

6.Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.

7.Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и функциям.

8.В процессе своей жизни системы проходят четыре значимых этапа: зарождение, развитие, старение и гибель.

Не поленитесь, прочитайте еще раз... «Глотать» такую информацию сложно. Если плохо «пережевать», то, сами знаете, что может произойти....

(продолжение следует)
Ну, как? Переварили? Поехали дальше....

Считается, что основы системного анализа заложил русский ученый, филосов, экономист и врач Александр Александрович Богданов (1873 – 1928). Хотя, если быть справедливой, стоит вспомнить древних греков, Шерлока Холмса и скорее всего еще кого-нибудь...

Так вот, А.А.Богданов предположил, что в вопросах организации различных больших систем в природе, обществе, технике есть много общего, и нашел это общее (системный эффект, понятия обратной связи, управляющей и управляемой систем...).

Сила системного подхода в том, что самые разные системы окружающего мира можно изучать одинаковыми методами, и еще то, что ничего не зная о конкретной системе, без эксперимента, без затрат денег и времени, можно о ней что-то сказать.

Итак, под термином «система» будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.

Вообще говоря, любой предмет является системой , так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело – это и есть система. Система – это все, что нас окружает, что можно потрогать. Карандаш, книга, машина – это системы. Системный анализ изучает ситемы любой природы и любой сложности.

Систем великое множество, у них разные признаки. Среди этих признаков есть существенные и несущественные. Так вот, существенные признаки у всех систем одинаковы. Их и изучает системный анализ.
Термины «системное мышление», «системный анализ» и «системный подход» для простоты будем считать синонимами.

Системное мышление – это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учет влияния всех значимых для данного рассмотрения надсистем, систем, подсистем и связей между ними.

Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, а теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода.

Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, расматривающее объекты изолированно , без учета всех существующих связей между ними, внешних и внутренних.

Существует известная притча о том, как слепые говорили, на что похож слон. Один, потрогав хвост, сказал: «Это веревка», другой, потрогав бивни, сказал: «Это палка». «Это – шершавая колонна»,- сказал третий, трогая ногу. «Нет,это стена»,- сказал четвертый, трогая спину слона.

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно , не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства отдельных частей всей системе.

...Чтобы подвести итог , я думаю, надо задать вопрос:

ЗАЧЕМ НАДО ЗНАТЬ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ?

1.Чтобы правильно формулировать свои цели и обеспечить их выполнение.
2.Чтобы правильно исследовать любые системы. Быстро изучать любые системы, не тратить времени на мелочи, но и не пропустить главное.
3.Чтобы эффективно управлять системами. Например, организовать работу различных специалистов.
4.Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Например, технические системы или фирмы.
5.Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на их формирование.
6.И, наконец, чтобы спрогнозировать события.

...Мышление тоже надо развивать системно: и логическое, и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий