четверг, 28 мая 2015 г.

Что мешает нам быть объективными: 11 когнитивных искажений

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в человеческом мышлении, своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны действовать по иррациональным шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла.

Иллюзия контроля
Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы. Это явление было открыто в 1975 году американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов с лотерейными билетами. Участников эксперимента разделили на две группы: люди из первой группы могли сами выбирать себе лотерейные билеты, а членам второй группы их выдавали без права выбора. За 2 дня до розыгрыша экспериментаторы предлагали участникам обеих групп обменять свой билет на другой, в новой лотерее с бо́льшими шансами на выигрыш.

Очевидно, что предложение было выгодным, но те участники, которые сами выбирали билеты, не спешили с ними расставаться — как будто их личный выбор билета мог повлиять на вероятность выигрыша.

Предпочтение нулевого риска
Представьте, что у вас есть выбор: уменьшить небольшой риск до полного нуля или значительно уменьшить большой риск. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Что бы вы выбрали?

Исходя из данных статистики, правильнее было бы выбрать второй вариант: уровень смертности от авиакатастроф намного ниже, чем уровень смертности от автомобильных аварий — так что в итоге такой выбор спасет гораздо больше человеческих жизней. И все–таки исследования показывают, что большинство людей выбирают первый вариант: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит успокоительнее, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Селективное восприятие
Допустим, вы не доверяете ГМО. И если эта тема вас сильно волнует, вы наверняка читаете новости и статьи про генетически модифицированные организмы. Читая, вы все больше и больше убеждаетесь, что правы: опасность налицо. Но вот в чем загвоздка — велика вероятность, что вы уделяете гораздо больше внимания новостям, подкрепляющим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. А значит, теряете объективность. Такая склонность людей уделять внимание той информации, которая согласуется с их ожиданиями, и игнорировать все остальное, называется селективным восприятием.

Ошибка игрока
Ошибка игрока чаще всего подстерегает любителей азартных игр. Многие из них пытаются найти взаимосвязь между вероятностью желаемого исхода какого-то случайного события и его предыдущими исходами. Самый простой пример — с подбрасыванием монетки: если девять раз подряд выпадет «решка», большинство людей будут в следующий раз ставить на «орла», как будто слишком частое выпадение «решки» увеличивает вероятность его выпадения. Но это не так: на самом деле шансы остаются одинаковыми — 50/ 50.

Систематическая ошибка выжившего
Эту логическую ловушку обнаружили во времена Второй Мировой, но попасть в нее можно и в мирное время. Во время войны военное руководство США решило снизить число потерь среди бомбардировщиков и спустило приказ: по результатам боев выяснить, на каких частях самолетов надо укрепить защиту. Стали изучать вернувшиеся самолеты и обнаружили множество пробоин на крыльях и хвосте — эти части и было решено укреплять. На первый взгляд все выглядело вполне логично — но, к счастью, на помощь военным пришел наблюдательный статистик Абрахам Вальд. И объяснил им, что они чуть не совершили роковую ошибку. Ведь на самом деле пробоины в вернувшихся самолетах несли информацию об их сильных местах, а не о слабых. Самолеты, «раненные» в другие места — например, двигатель или топливный бак — попросту не вернулись с поля боя.

О принципе «раненых—выживших» стоит задумываться и сейчас, когда мы собираемся сделать поспешные выводы, исходя из несимметричной информации по каким-либо двум группам.

Иллюзия прозрачности
Вы попали в ситуацию, когда солгать просто необходимо. Но как же сложно это сделать — вам кажется, что вас видят насквозь и любое непроизвольное движение выдаст вашу неискренность. Знакомо? Это «иллюзия прозрачности» — склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные мотивы и переживания.

В 1998 году психологи провели эксперимент со студентами Корнелльского университета. Отдельные студенты зачитывали вопросы с карточек и отвечали на них, говоря правду или ложь в зависимости от указаний на карточке. Аудитории предлагалось определить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили оценить свои шансы обвести других вокруг пальца. Половина лжецов предположила, что их раскусят — на на самом деле слушатели разоблачили лишь четверть. А это значит, что лжецы сильно переоценили проницательность своих слушателей.

Почему так происходит? Скорее всего, потому, что мы сами слишком много знаем о себе. И поэтому думаем, что наши знания очевидны и для внешнего наблюдателя. Впрочем, иллюзия прозрачности работает и в обратную сторону: мы переоцениваем и свою способность распознавать ложь других людей.

Эффект Барнума
Распространенная ситуация: человек читает и натыкается на гороскоп. Он, конечно, не верит во все эти лженауки, но решает прочесть гороскоп чисто ради развлечения. Но странное дело: характеристика подходящего ему знака очень точно совпадает с его собственными представлениями о себе.

Такие вещи случаются даже со скептиками: психологи назвали это явление «эффектом Барнума» — в честь американского шоумена и ловкого манипулятора XIX века Финнеаса Барнума. Большинство людей склонны воспринимать довольно общие и расплывчатые описания, как точные описания своей личности. И, конечно, чем позитивнее описание, тем больше совпадений. Этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.

Эффект самоисполняющегося пророчества
Еще одно когнитивное искажение, которое работает на руку прорицателям. Его суть в том, что не отражающее истину пророчество, которое звучит убедительно, может заставить людей непроизвольно предпринимать шаги к его исполнению. И в итоге, пророчество, у которого объективно было не так уж много шансов сбыться, вдруг оказывается верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса». Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции
Мы склонны объяснять поведение других людей их личностными качествами, а свои поступки — объективными обстоятельствами, особенно, если речь идет о каких-то промахах. Например, другой человек наверняка опаздывает из–за своей непунктуальности, а свое опоздание всегда можно объяснить испорченным будильником или пробками. Причем речь идет не только об официальных оправданиях, но и о внутреннем видении ситуации — а такой подход к делу мешает нам брать ответственность за свои поступки. Так что тем, кто хочет поработать над собой, стоит помнить о существовании фундаментальной ошибки атрибуции.

Эффект морального доверия
Известный своими либеральными взглядами журналист попался на гомофобии, священник взял взятку, а сенатора, ратующего за семейные ценности, сфотографировали в стриптиз-баре. В этих, казалось бы, из ряда вон выходящих случаях, есть своя печальная закономерность — ее называют «эффектом морального доверия». Если у человека складывается прочная репутация «праведника», в какой-то момент у него может возникнуть иллюзия, что он действительно безгрешен. А если он такой хороший, то маленькая слабость ничего не изменит.

Каскад доступной информации
Когнитивное искажение, которому обязаны успехом все идеологи мира: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять в публичном дискурсе. Мы часто сталкиваемся с ним в разговорах с бабушками: многие пенсионеры уверены в правдивости всего, о чем достаточно часто говорят на телевидении. А вот новое поколение, скорее всего, почувствует этот эффект через фейсбук.

с сайта    https://vk.com/feed?w=wall-33134232_55482

вторник, 7 апреля 2015 г.

Сказка про призвание


Художником он стал просто потому, что после школы надо было куда-то поступать. Он знал, что работа должна приносить удовольствие, а ему нравилось рисовать – так и был сделан выбор: он поступил в художественное училище.
К этому времени он уже знал, что изображение предметов называется натюрморт, природы – пейзаж, людей – портрет, и еще много чего знал из области избранной профессии. Теперь ему предстояло узнать еще больше. «Для того, чтобы импровизировать, сначала надо научиться играть по нотам, — объявил на вводной лекции импозантный преподаватель, известный художник. – Так что приготовьтесь, будем начинать с азов».


Он начал учиться «играть по нотам». Куб, шар, ваза… Свет, тень, полутень… Постановка руки, перспектива, композиция… Он узнал очень много нового – как натянуть холст и самому сварить грунт, как искусственно состарить полотно и как добиваться тончайших цветовых переходов… Преподаватели его хвалили, а однажды он даже услышал от своего наставника: «Ты художник от бога!». «А разве другие – не от бога?», — подумал он, хотя, чего скрывать, было приятно.

Но вот веселые студенческие годы остались позади, и теперь у него в кармане был диплом о художественном образовании, он много знал и еще больше умел, он набрался знаний и опыта, и пора было начинать отдавать. Но… Что-то у него пошло не так.


Нет, не то чтобы ему не творилось. И не то чтобы профессия разонравилась. Возможно, он просто повзрослел и увидел то, чего раньше не замечал. А открылось ему вот что: кругом кипела жизнь, в которой искусство давно стало товаром, и преуспевал вовсе не обязательно тот, кому было что сказать миру – скорее тот, кто умел грамотно подавать и продавать свое творчество, оказаться в нужное время, в нужном месте, с нужными людьми. Он, к сожалению, так этому и не научился. Он видел, как его товарищи мечутся, ищут себя и свое место под солнцем, а некоторые в этих метаниях «ломаются», топят невостребованность и неудовлетворенность в алкоголе, теряют ориентиры, деградируют… Он знал: часто творцы опережали свою эпоху, и их картины получали признание и хорошую цену только после смерти, но это знание мало утешало.

Он устроился на работу, где хорошо платили, целыми днями разрабатывал дизайн всевозможных буклетов, визиток, проспектов, и даже получал от этого определенное удовлетворение, а вот рисовал все меньше и неохотнее. Вдохновение приходило все реже и реже. Работа, дом, телевизор, рутина… Его все чаще посещала мысль: «Разве в этом мое призвание? Мечтал ли я о том, чтобы прожить свою жизнь вот так, «пунктиром», словно это карандашный набросок? Когда же я начну писать свою собственную картину жизни? А если даже и начну – смогу ли? А как же «художник от бога»?». Он понимал, что теряет квалификацию, что превращается в зомби, который изо дня в день выполняет набор определенных действий, и это его напрягало.

Чтобы не сойти с ума от этих мыслей, он стал по выходным отправляться с мольбертом в переулок Мастеров, где располагались ряды всяких творцов-умельцев. Вязаные шали и поделки из бересты, украшения из бисера и лоскутные покрывала, глиняные игрушки и плетеные корзинки – чего тут только не было! И собратья-художники тоже стояли со своими нетленными полотнами, в больших количествах. И тут была конкуренция…

Но он плевал на конкуренцию, ему хотелось просто творить… Он рисовал портреты на заказ. Бумага, карандаш, десять минут – и портрет готов. Ничего сложного для профессионала – тут всего и требуется уметь подмечать детали, соблюдать пропорции да слегка польстить заказчику, так, самую малость приукрасить натуру. Он это делал умело, его портреты людям нравились. И похоже, и красиво, лучше, чем в жизни. Благодарили его часто и от души.
Теперь жить стало как-то веселее, но он отчетливо понимал, что это «живописание» призванием назвать было бы как-то… чересчур сильно. Впрочем, все-таки лучше, чем ничего.

Однажды он сделал очередной портрет, позировала ему немолодая длинноносая тетка, и пришлось сильно постараться, чтобы «сделать красиво». Нос, конечно, никуда не денешь, но было в ее лице что-то располагающее (чистота, что ли?), вот на это он и сделал акцент. Получилось неплохо.

– Готово, – сказал он, протягивая портрет тетке. Та долго его изучала, а потом подняла на него глаза, и он даже заморгал – до того пристально она на него смотрела.
– Что-то не так? – даже переспросил он, теряясь от ее взгляда.
– У вас призвание, — сказала женщина. – Вы умеете видеть вглубь…
– Ага, глаз-рентген, — пошутил он.
– Не то, — мотнула головой она. – Вы рисуете как будто душу… Вот я смотрю и понимаю: на самом деле я такая, как вы нарисовали. А все, что снаружи – это наносное. Вы словно верхний слой краски сняли, а под ним – шедевр. И этот шедевр – я. Теперь я точно знаю! Спасибо.
– Да пожалуйста, — смущенно пробормотал он, принимая купюру – свою привычную таксу за блиц-портрет.


Тетка была, что и говорить, странная. Надо же, «душу рисуете»! Хотя кто его знает, что он там рисовал? Может, и душу… Ведь у каждого есть какой-то внешний слой, та незримая шелуха, которая налипает в процессе жизни. А природой-то каждый был задуман как шедевр, уж в этом он как художник был просто уверен!


Теперь его рисование наполнилось каким-то новым смыслом. Нет, ничего нового в технологию он не привнес – те же бумага и карандаш, те же десять минут, просто мысли его все время возвращались к тому, что надо примериться и «снять верхний слой краски», чтобы из-под него освободился неведомый «шедевр». Кажется, получалось. Ему очень нравилось наблюдать за первой реакцией «натуры» – очень интересные были лица у людей.

Иногда ему попадались такие «модели», у которых душа была значительно страшнее, чем «внешний слой», тогда он выискивал в ней какие-то светлые пятна и усиливал их. Всегда можно найти светлые пятна, если настроить на это зрение. По крайней мере, ему еще ни разу не встретился человек, в котором не было бы совсем ничего хорошего.

– Слышь, братан! – однажды обратился к нему крепыш в черной куртке. – Ты это… помнишь, нет ли… тещу мою рисовал на прошлых выходных.
Тещу он помнил, на старую жабу похожа, ее дочку – постареет, крысой будет, и крепыш с ними был, точно. Ему тогда пришлось напрячь все свое воображение, чтобы превратить жабу в нечто приемлемое, увидеть в ней хоть что-то хорошее.


– Ну? – осторожно спросил он, не понимая, куда клонит крепыш.
– Так это… Изменилась она. В лучшую сторону. Как на портрет посмотрит – человеком становится. А так, между нами, сколько ее знаю, жаба жабой…
Художник невольно фыркнул: не ошибся, значит, точно увидел…
– Ну дык я тебя спросить хотел: можешь ее в масле нарисовать? Чтобы уже наверняка! Закрепить эффект, стало быть… За ценой не постою, не сомневайся!
– А чего ж не закрепить? Можно и в масле, и в маринаде, и в соусе «майонез». Только маслом не рисуют, а пишут.
– Во-во! Распиши ее в лучшем виде, все оплачу по высшему разряду!

Художнику стало весело. Прямо «портрет Дориана Грея», только со знаком плюс! И раз уж предлагают – отчего не попробовать?

Попробовал, написал. Теща осталась довольна, крепыш тоже, а жена его, жабина дочка, потребовала, чтобы ее тоже запечатлели в веках. От зависти, наверное. Художник и тут расстарался, вдохновение на него нашло – усилил сексуальную составляющую, мягкости добавил, доброту душевную высветил… Не женщина получилась – царица!
Видать, крепыш был человеком широкой души и впечатлениями в своем кругу поделился. Заказы посыпались один за другим. Молва пошла о художнике, что его портреты благотворно влияют на жизнь: в семьях мир воцаряется, дурнушки хорошеют, матери-одиночки вмиг замуж выходят, у мужиков потенция увеличивается.


Теперь не было времени ходить по выходным в переулок Мастеров, да и контору свою оставил без всякого сожаления. Работал на дому у заказчиков, люди все были богатые, платили щедро, передавали из рук в руки. Хватало и на краски, и на холсты, и на черную икру, даже по будням. Квартиру продал, купил побольше, да с комнатой под мастерскую, ремонт хороший сделал. Казалось бы, чего еще желать? А его снова стали посещать мысли: неужели в этом его призвание – малевать всяких «жаб» и «крыс», изо всех сил пытаясь найти в них хоть что-то светлое? Нет, дело, конечно, хорошее, и для мира полезное, но все-таки, все-таки… Не было у него на душе покоя, вроде звала она его куда-то, просила о чем-то, но вот о чем? Не мог расслышать.


Однажды его неудержимо потянуло напиться. Вот так вот взять – и в драбадан, чтобы отрубиться и ничего потом не помнить. Мысль его напугала: он хорошо знал, как быстро люди творческие добираются по этому лихому маршруту до самого дна, и вовсе не хотел повторить их путь. Надо было что-то делать, и он сделал первое, что пришло в голову: отменил все свои сеансы, схватил мольберт и складной стул и отправился туда, в переулок Мастеров. Сразу стал лихорадочно работать – делать наброски улочки, людей, парка, что через дорогу. Вроде полегчало, отпустило…

– Простите, вы портреты рисуете? Так, чтобы сразу, тут же получить, – спросили его. Он поднял глаза – рядом женщина, молодая, а глаза вымученные, словно выплаканные. Наверное, умер у нее кто-то, или еще какое горе…
– Рисую. Десять минут – и готово. Вы свой портрет хотите заказать?
– Нет. Дочкин.
Тут он увидел дочку – поперхнулся, закашлялся. Ребенок лет шести от роду был похож на инопланетянчика: несмотря на погожий теплый денек, упакован в серый комбинезон, и не поймешь даже, мальчик или девочка, на голове – плотная шапочка-колпачок, на лице – прозрачная маска, и глаза… Глаза старичка, который испытал много-много боли и готовится умереть. Смерть в них была, в этих глазах, вот что он там явственно узрел.


Он не стал ничего больше спрашивать. Таких детей он видел по телевизору и знал, что у ребенка, скорее всего, рак, радиология, иммунитет на нуле – затем и маска, и что шансов на выживание – минимум. Неизвестно, почему и откуда он это знал, но вот как-то был уверен. Наметанный глаз художника, подмечающий все детали… Он бросил взгляд на мать – да, так и есть, она знала. Внутренне уже готовилась. Наверное, и портрет захотела, потому что последний. Чтоб хоть память была…


– Садись, принцесса, сейчас я тебя буду рисовать, — сказал он девочке-инопланетянке. – Только смотри, не вертись и не соскакивай, а то не получится.
Девочка вряд ли была способна вертеться или вскакивать, она и двигалась-то осторожно, словно боялась, что ее тельце рассыплется от неосторожного движения, разлетится на мелкие осколки. Села, сложила руки на коленях, уставилась на него своими глазами мудрой черепахи Тортиллы, и терпеливо замерла. Наверное, все детство по больницам, а там терпение вырабатывается быстро, без него не выживешь.


Он напрягся, пытаясь разглядеть ее душу, но что-то мешало – не то бесформенный комбинезон, не то слезы на глазах, не то знание, что старые методы тут не подойдут, нужно какое-то принципиально новое, нетривиальное решение. И оно нашлось! Вдруг подумалось: «А какой она могла бы быть, если бы не болезнь? Не комбинезон дурацкий, а платьице, не колпак на лысой головенке, а бантики?». Воображение заработало, рука сама по себе стала что-то набрасывать на листе бумаги, процесс пошел.


На этот раз он трудился не так, как обычно. Мозги в процессе точно не участвовали, они отключились, а включилось что-то другое. Наверное, душа. Он рисовал душой, так, как будто этот портрет мог стать последним не для девочки, а для него лично. Как будто это он должен был умереть от неизлечимой болезни, и времени оставалось совсем чуть-чуть, может быть, все те же десять минут.


– Готово, – сорвал он лист бумаги с мольберта. – Смотри, какая ты красивая!
Дочка и мама смотрели на портрет. Но это был не совсем портрет и не совсем «с натуры». На нем кудрявая белокурая девчонка в летнем сарафанчике бежала с мячом по летнему лугу. Под ногами трава и цветы, над головой – солнце и бабочки, улыбка от уха до уха, и энергии – хоть отбавляй. И хотя портрет был нарисован простым карандашом, почему-то казалось, что он выполнен в цвете, что трава – зеленая, небо – голубое, мяч – оранжевый, а сарафанчик – красный в белый горох.


– Я разве такая? – глухо донеслось из-под маски.
– Такая-такая, – уверил ее художник. – То есть сейчас, может, и не такая, но скоро будешь. Это портрет из следующего лета. Один в один, точнее фотографии.
Мама ее закусила губу, смотрела куда-то мимо портрета. Видать, держалась из последних сил.
– Спасибо. Спасибо вам, – сказала она, и голос ее звучал так же глухо, как будто на ней тоже была невидимая маска. – Сколько я вам должна?
– Подарок, — отмахнулся художник. – Как тебя зовут, принцесса?
– Аня…
Он поставил на портрете свою подпись и название: «Аня». И еще дату – число сегодняшнее, а год следующий.
– Держите! Следующим летом я вас жду. Приходите обязательно!


Мама убрала портрет в сумочку, поспешно схватила ребенка и пошла прочь. Ее можно было понять – наверное, ей было больно, ведь она знала, что следующего лета не будет. Зато он ничего такого не знал, не хотел знать! И он тут же стал набрасывать картинку – лето, переулок Мастеров, вот сидит он сам, а вот по аллее подходят двое – счастливая смеющаяся женщина и кудрявая девочка с мячиком в руках. Он вдохновенно творил новую реальность, ему нравилось то, что получается. Очень реалистично выходило! И год, год написать – следующий! Чтобы чудо знало, когда ему исполниться!


– Творите будущее? – с интересом спросил кто-то, незаметно подошедший из-за спины.
Он обернулся – там стояла ослепительная красавица, вся такая, что и не знаешь, как ее назвать. Ангел, может быть? Только вот нос, пожалуй, длинноват…
– Узнали? – улыбнулась женщина-ангел. – Когда-то вы сотворили мое будущее. Теперь – будущее вот этой девочки. Вы настоящий Творец! Спасибо…
– Да какой я творец? – вырвалось у него. – Так, художник-любитель, несостоявшийся гений… Говорили, что у меня талант от бога, а я… Малюю потихоньку, по мелочам, все пытаюсь понять, в чем мое призвание.
– А вы еще не поняли? – вздернула брови женщина-ангел. – Вы можете менять реальность. Или для вас это не призвание?
– Я? Менять реальность? Да разве это возможно?
– Отчего же нет? Для этого нужно не так уж много! Любовь к людям. Талант. Сила веры. Собственно, все. И это у вас есть. Посмотрите на меня – ведь с вас все началось! Кто я была? И кто я теперь?
Она ободряюще положила ему руку на плечо – словно крылом обмахнула, улыбнулась и пошла.
– А кто вы теперь? – запоздало крикнул он ей вслед.
– Ангел! – обернулась на ходу она. – Благодарю тебя, Творец!


… Его и сейчас можно увидеть в переулке Мастеров. Старенький мольберт, складной стульчик, чемоданчик с художественными принадлежностями, большой зонт… К нему всегда очередь, легенды о нем передаются из уст в уста.

Говорят, что он видит в человеке то, что спрятано глубоко внутри, и может нарисовать будущее. И не просто нарисовать – изменить его в лучшую сторону. Рассказывают также, что он спас немало больных детей, переместив их на рисунках в другую реальность. У него есть ученики, и некоторые переняли его волшебный дар и тоже могут менять мир. Особенно выделяется среди них белокурая кудрявая девочка лет четырнадцати, она умеет через картины снимать самую сильную боль, потому что чувствует чужую боль как свою. А он учит и рисует, рисует… Никто не знает его имени, все называют его просто – Творец. Что ж, такое вот у человека призвание…
Эльфийка

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Техника информационной войны, или как противостоять «цветной» революции


Андрей Долбин, директор издательства НП «Силоам»​ (Москва), невольный участник и свидетель событий в Чечне (1989-1996 гг.) и на Украине (1996-2005 гг.).
 
«Самая заразная вещь — это идея, — говорят герои голливудского фильма „Начало” (Inception). — Стоит идее внедриться в ваш мозг, и она поглощает вас, заставляет делать поступки».
Несмотря на очевидную гиперболу, легшую в основу сюжета фильма, его создатели оголили психологический механизм, лежащий в основе всех «цветных» революций последних лет.
По чьей-то указке людям внедряют идею необходимости свержения существующей власти, они выходят на площади, где их ждут подготовленные заранее радикалы, берут в руки камни, дубинки и оружие и бегут свергать режим.
С чего же начинается «цветная» революция? По мнению классика, с возникновения ситуации, в которой «верхи не могут управлять по-новому, а низы не могут жить по-старому». Но для того, чтобы человек решился на какое-то революционное действие, хотя бы по призыву других людей выйти на улицу, он должен переступить через какие-то природные инстинктивные установки, допустить мысль, что может подвергнуть себя риску вопреки инстинкту самосохранения. А для этого эта мысль должна внедриться в него, пройти эволюцию и вызвать в нем желание поступать вопреки своим инстинктам.
Революции нужны люди, которые «не могут жить по-старому». Но где их взять? Как ни странно, при определенных усилиях таким человеком может стать любой из нас. Чтобы однажды проснуться с желанием радикально поменять свою жизнь, вы должны пройти один простой, но не всегда осознаваемый путь.
Цель умельцев в фильме «Начало» была в том, чтобы конспирологическим способом провести над мышлением человека манипуляции, которые привели его к выводам, противоречащим здравому смыслу и логике вещей. Для гарантированного успеха это психологическое насилие нужно было замаскировать под собственную суверенную волю человека.

В СМИ уже долгие годы обсуждаются методики, которые могли бы, к примеру, делать рекламу более эффективной, побуждая человека покупать товары, которые ему не полезны, не практичны, — в общем, не нужны. Чтобы вы купили такой товар, нужно каким-нибудь методом пробудить в вас потребность. Как же создать в людях потребность в революции? Оказывается, это не так сложно.

С точки зрения мотивационной психологии, у каждого человека есть потребность в негативных эмоциональных переживаниях. Они делают жизнь более выстраданной, пережитой, наполняют ваши достижения особым смыслом, заслугой. Что вы цените больше, — то, что заслужили нелегким трудом, или то, что досталось вам просто? Чем глубже переживание негатива, тем сильнее катарсис.
Потребность в негативе рождает в человеке неудовлетворенность. Любой из нас в нормальном психологическом состоянии даже в описаниях небесного рая находит, к чему придраться. Все это говорит о предрасположенности к недовольству. Неудовлетворенность поджидает нас, когда нам чего-то не хватает, вызывая желание. А также, когда у нас всё есть, взывая страх потерять.
Этот механизм отражен в мотивационной пирамиде Маслоу. От удовлетворения базовых инстинктов и потребностей через обеспечение безопасности, социального комфорта и признания и, наконец, самореализации, каждый из нас постоянно находится под влиянием желаний и страхов, которые всегда готовы стать источником недовольства. Таким образом, недовольство нам гарантировано.
Однако от ощущения своей уязвимости и недовольства до революции и гражданского неповиновения — длинный путь. Я могу быть недоволен женой или собакой, но как это может заставить меня выйти на площадь и бросать камни в людей? А вот для этого есть специально подготовленные люди, которые через средства массовой информации пытаются внедрить в вас идею, что ваше недовольство связано с необходимостью изменить государственное устроение. Приведу несколько простых примеров.
Вы недовольны пригоревшей котлетой? Виноват президент! Как? Если бы вы больше зарабатывали, ваша жена могла бы не работать. И тогда она больше бы заботилась о вас и о домашнем хозяйстве, у нее было бы больше времени на приготовление ужина, больше денег на хорошие продукты и сковородку. А что нужно, чтобы вы больше зарабатывали? Больше денег в казне государства, больше социальных выплат, меньше налогов. А кто подписывает бумаги, чтобы принять такие законы? Президент.
Логика кажется оправданной. Но, на самом же деле, на каждом переходе от идеи к идее нет ни одного логически однозначного вывода. Не факт, что жена хочет не работать, ведь ей не хочется только сидеть дома и заниматься хозяйством. Не факт, что она больше бы о вас заботилась, потому что это индивидуальные свойства психологии человека.
Не факт, что дорогие продукты — хорошие продукты. Не факт, что для качества питания нужны большие заработки. Не факт, что казна государства должна отвечать за ваши заработки, потому что экономика устроена иначе. И, наконец, не факт, что подпись президента хоть сколько-нибудь влияет на ваше восприятие ужина, ведь приятно поужинать можно и без котлет. Иными словами, чтобы связать ваше недовольство с необходимостью менять государственный строй страны, кто-то должен регулярно внедрять в вас порочную революционную логику недовольства.
В развязанной против России информационной войне на переднем крае разрабатываются практически все возможные фронты. В россиянах пытаются создать комплекс неполноценности, искажая историческую, национальную, государственную канву российской действительности. Расчет прост — если удастся внедрить комплекс неполноценности, он вызовет компенсационную реакцию и склонность к агрессии.
«Человек не может считать, что он потомок великих моголов, потому что это не престижно и ущемляет его достоинство, бросая тень на его предков». На такое внедрение легко реагируют люди с комплексом неполноценности, компенсируя его агрессией.
Подавляющее большинство уличных беспорядков Украины вызвано именно этим психологическим механизмом. Комплекс неполноценности заставляет неадекватно реагировать на людей успешных государств, на богатых, на успешных даже в собственном народе.

Еще один фронт — внедрение в людей мысли, что любая их неудовлетворенность вызвана предательством государственных интересов. «Правительство сдает позиции рубля, а виновата пятая колонна в эшелонах власти. Поэтому надо свергать конституционный строй». И снова в этом нет никакой умной логики. Рублевая денежная масса страны связана с ВВП, а не с долларом. А чтобы не произошел кризис, реальный ВВП должен стоить реальные деньги в рублях. Все остальное — спекуляции.
Список тем можно продолжать, но я попробую дать простой совет, как в любой ситуации общения с людьми на подобные темы выявить попытку внедрения. Проведите мысленно линию и разделите умозрительно пространство на зону «государство» и «отсутствие государства». «Государство» свяжите с представлением «счастье». «Отсутствие государства» с представлением «горе».
Дело в том, что побороть коррупцию, защититься от криминала, получить социальную поддержку, порядок и справедливость на улицах и в городах можно только через сильное государство. Внутри этой умозрительной части должна вестись работа по улучшению государства, тогда жизнь становится лучше. Но такая работа не ослабляет государственные институты, а наоборот, очищает и укрепляет их. Она необходима и полезна, но полностью защищает существование государственного конституционного строя.
Горе же людей приходит с разрушением государственных институтов. Когда государство рушится, на улицы выплескивается криминал и устанавливается хищнический закон джунглей. Страна перестает выполнять социальные обязательства, погрязает в коррупции, разваливается, обостряя межрелигиозные и межнациональные конфликты.
Когда вас попытаются заразить революционными идеями, то любое ваше недовольство будут направлять в сторону разрушения государственных институтов и насильственного свержения конституционного строя. Вы же старайтесь почувствовать, в какую часть поместить складывающееся общение — либо в часть «государство/счастье», либо в часть «отсутствие государства/горе».
Практически, всегда можно достаточно быстро обострить разговор, чтобы выяснить истинный мотив собеседника или комментатора в СМИ. И если вы, в самом деле, желаете счастья, вы обязательно примите верное решение и сохраните суверенитет собственного мышления и приверженность собственному миру и счастью.

ссылка

пятница, 17 октября 2014 г.

Слово, а не гаубица. Оратор, а не танкист.

Человеческий вид – первый на выбывание, никаких шансов противостоять животным когтям, клыкам и рогам. Но произошло немыслимое - возникновение сознания и всего одна мыслеформа компенсировала животную силу каменным топором...

вторник, 9 сентября 2014 г.

Привет всем!
Блуждая по просторам интернета вижу посты, которые западают в душу. Вот одно из них.

" СВОБОДА, Б*Я! СВОБОДА…

Люди мечтали о свободе. Мечтали и боролись. Против рабства и крепостничества, против цензуры и репрессий, против угнетения и колонизации, против капитализма, против империализма, против олигархов и коррупции, против войны, наконец - и всегда ЗА свободу!
Почему-то никому не приходила в голову мысль бороться против свободы, ну, во всяком случае, никто вслух об этом не заявлял. 


Свобода - что это? О какой именно свободе вы мечтали?


Похоже, большинство видит её как свободу беззаботного ребёнка целый день гонять по улице, а потом прийти в чистый тёплый дом, где на заработанные папой деньги мама приготовила вкусный ужин. Где искупают в душистой пене и уложат в мягкую постель. Где прочитают сказку, споют колыбельную и поцелуют перед сном. А ребёнок будет благодарно улыбаться и чувствовать себя абсолютно свободным: от забот, от хлопот, от ответственности.


Много красивых возвышенных слов: свобода совести, свобода волеизъявления, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода передвижения, свобода духа…


А где же необходимая при этом ответственность – совести, волеизъявления, слова, духа?
Или свобода слова - это возможность говорить всё, что взбредёт в голову, не задумываясь о последствиях? А свобода волеизъявления – это орать во всё горло: «Я хочу! Мне надо!»? А свобода совести – это свобода ОТ совести? Вы не задумывались, что так и есть? Вы не увидели, что все демократические ценности уже давно стали фальшивым самоварным золотом?
«Свобода, равенство и братство» - это всего лишь фантик, не насыщенный объёмом и истинным смыслом. Конфета - обманка.


Человек свободен, только если он одинокий отшельник. Да и там, в келье или пещере, он может своей свободой разрушить свободу каких-то существ, пускай и низшего порядка, но до него бывших более свободными, а теперь вынужденных уступить ему часть своего пространства – или погибнуть.
Всякая свобода есть ущемление чьей-то свободы, поэтому стремление к свободе предполагает ответственность.


Вы хотите свободы слова – научитесь говорить и отвечать за свои слова.
Хотите свободы волеизъявления – сумейте принять на себя ответственность не только за тех, кого вы приведёте к власти, но и за власть как таковую.
Хотите свободы совести – сначала попробуйте эту совесть услышать в себе.
А свобода духа может быть только у духовной личности, и такая свобода не нуждается ни в борьбе за неё, ни в декларировании. Она просто есть – если есть дух.


Но сегодня любая свобода в понимании основной массы «борцов за свободу» предполагает только свободу от ответственности. И знаете, я против такой свободы.
Я против «прав и свобод» (мерзко как-то звучит множественное число, правда?), которые вынуждают меня принимать то, что неприемлемо. Я против свободы стариков умирать впроголодь и в одиночестве. Я против свободы тупиц руководить более умными и способными. 


Я против свободы приводить к власти придурков, или умных подлецов, равно преследующих только свои интересы и не желающих служить интересам государства. Я против свободы насаждать «господствующую религию», но я не приемлю и свободу отрицать другие религии и преследовать людей другого вероисповедания. Я против свободы отсутствия совести. Я против свободы косноязычных и недалёких быть «голосом и совестью нации». Я против свободы остановить войну, если враг не истреблён, а друг – не спасён. Я против свободы лгать, обвинять, наказывать. Но я и против свободы оправдывать, защищать и освобождать. Всё относительно… 

До тех пор, пока люди не поймут, что свобода - это просто человеческое качество, означающее умение не мешать жить другим – в том числе и природе, и животному миру, и всей планете, предполагающее ответственность за всех и за всё, и в первую очередь – за себя, - я ПРОТИВ свободы!


Наталия Лазарева "

вторник, 26 августа 2014 г.

Элон Маск - история успеха

Как это не странно, но биография Элона Маска выглядит реально как биография героя комиксов.
Современный мир – это мир больших возможностей. Элон Маск показал, что можно сделать в нашем мире, не имея ни денег, ни связей, ни стартового капитала. Только интеллект.
Элон Маск родился в Южной Африке. В 17 лет он самостоятельно уехал в Канаду. Где балансировал на грани нищеты. Но ему удалось получить стипендию на обучение в штате Пенсильвания, и он переехал в США.
Когда он был еще студентом, то он обдумывал, что больше всего повлияет на будущее человечества. Он пришел к выводу, что это будут три направления:
  • Интернет,
  • Возобновляемые источники энергии,
  • Переселение людей на другие планеты.
Он решил внести в свой вклад в каждое из этих направлений.

Платежи для Интернета
Мечтая о больших деньгах,
все почему-то пропускают
слово – «заработать».
 
 
Элон Маск закончил университет в 1995 году и начал с Интернета. Он решил, что главная проблема Интернета на тот момент – отсутствие веб-валюты, то есть простой системы электронных платежей.
Начало пути Элона Маска было совсем не из легких. Он писал:
«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву».
Ему говорили, что никакая платёжная система не нужна, так как есть Visa и MasterCard. Никто не будет пользоваться чем-то новым.
Проблема была ещё и в том, что у Элона Маска появились конкуренты. Питер Тиль и и Макс Лёвчин также работали над электронными деньгами. И тогда Элон решил… объединиться с конкурентами. Этот проект привёл к созданию платёжной системы PayPal.
Вместе работа пошла намного быстрее. Электронные деньги стремительно набирали популярность, и проект закончился грандиозным успехом. В 2002 году проект PayPal был куплен Интернет-аукционом Ebay за полтора миллиарда долларов.
Так Элон Маск сделал свой первый проект на миллиард.

Электромобиль
Деньги можно кидать на ветер,
пока ветер дует в твою сторону.
 
 
Добившись столь впечатляющего успеха, Элон Маск переключился на другое направление – возобновляемые источники энергии.
Он видел проблему в том, что автомобили стремительно сжигают запасы нефти, и человечество плавно идет к закономерному финалу – нефти скоро не останется. Поэтому он решил сделать электромобиль.
В самой идее нет ничего нового. Первый электромобиль был изобретен еще в 1899 году. Но на протяжении 20-го века электродвигатели проигрывали бензиновым по всем параметрам. Поэтому были на обочине автопрома.
Элону опять сказали, что его идея совершенно глупа и бесперспективна. Электромобили никто покупать не будет. Они слишком медленны и запас хода на одной зарядке слишком мал.
Но он ответил:
«Когда Генри Форд изобрел свой первый автомобиль, поверил в него и начал массовое производство, то многие сказали: «Да ладно, чем Вам лошадь не подходит?» Он сделал огромный и рискованный шаг, но это сработало».
В 2004 году Элон Маск вложил свои средства в компанию Tesla Motors и стал председателем совета директоров.
Итогом его работы стала модель Tesla S c уникальными характеристиками: разгон до 100 км/ч за 4,4 с, заряда батарей хватает на 426 км.
Эта модель взорвала продажи. За электромобилем выросли очереди, и заводы не успевают удовлетворить спрос. Модель стала самым продаваемым люксовым седаном, обогнав Мерседес S-класса. В Норвегии в 2013 году эта модель стала вообще самым продаваемым автомобилем.
По всей территории США строятся станции для подзарядки. При этом подзарядка для владельцев модели S бесплатна.
В 2010 году стоимость компании составляла 220 миллионов долларов. Но с каждым годом она только растет.
Стоимость принадлежащих Элону Маску акций компании в 2013 году перевалила за миллиард долларов и продолжает расти.
Так что на электромобилях Элон Маск сделал свой второй миллиард.

Космическое такси
Все, что я делаю, я делаю по разумной причине,
и обычно этой причиной оказываются деньги.
Сузи Паркер
 
 
Не тратя времени даром, Элон Маск приступил и к третьему направлению – выходу в космос.
В 2002 году он основал компанию SpaceX. Главная миссия этой компании – колонизация планет солнечной системы.
Но для начала эта компания должна стать первой частной коммерческой компанией по доставке в космос грузов и людей. Своеобразным космическим такси.
В очередной раз Элону Маску говорили, что он сошел с ума. Осваивать космос могут только государства, а уж никак не частные предприниматели.
Уже в 2006 году был создан ракетоноситель Falcon. Это была первая полностью частная ракета без всякого участия государства.
В 2012 году ракета Элона Маска доставляет груз на МКС. Космическое такси Элона Маска заработало. Общий пакет заказов в 2013 году составил 4 миллиарда долларов.
Так на космическом такси Элон Маск сделал еще миллиард.
Сейчас Элон Маск планирует собственный полет на Марс. Он шутит:
«Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты».
В чем же успех этого удивительного человека? Как он может свои идеи доводить до миллиардного уровня?
Сам он отвечает так:
«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ».
Успех Элона Маска показывает, что, опираясь на свой интеллект, вы можете достичь поразительных высот во всем, за чтобы вы не брались. Даже в тех областях, где никто еще не сумел добиться успеха...

взято здесь

воскресенье, 20 апреля 2014 г.

ПАСХА

Сегодня Пасха. Поздравляю всех со Светлым Днем! Христос Воскресе!

...Наверно, не найдется на Руси человека, который бы не знал Библию и историю воскрешения Иисуса Христа. В полной мере оценить то, что сделал Иисус для всего человечества, думаю, мы сможем не скоро. Поскольку знание сие сакральное. 

   Но вот то, почему всем известные события произошли именно на Пасху, включив свой мозг и душу, а также имея интернет, можно понять.

  Многие слышали о Голубиной Книге. Кто не слышал, может сам найти информацию в интернете.

Так вот, внимательный читатель Голубиной Книги и других древних текстов (летописей, богословских книг), особенно написанных старой (дореволюционной) орфографией (на так называемом церковно-славянском языке), мог заметить некоторый разнобой в написании, казалось бы, одних и тех же слов. Например, в одном месте написано много ХРИСТИАН православных, а в другом – КРЕСТЬЯНЫ православные. В летописях можно найти слова проливашет кровь ХРЕСТЬЯНСКУ. Что это значит?
Наше сознание, зомбированное современным МОНИСТИЧЕСКИМ Мировоззрением и спекулятивным (церковным и научным) мышлением, автоматически (по заранее заданной программе) подводит к незамысловатому ответу на вопрос о причине несовпадения в написании вроде бы однинаковых слов у отечественных книжников. Поскольку (по мнению книжников) наши Предки знали и понимали о себе и Мире меньше, чем мы (ибо соответствующими приборами и научными знаниями не обладали), поскольку они были малограмотными (справочника Розенталя по русскому языку у них не было), то писали они – кому как бог на душу положит. Поэтому все вышеприведённые слова надо читать и писать в современной российской орфографии, исправляя неученых предков правильно: ХРИСТИАН православных, ХРИСТЬЯНЕ православные, кровь ХРИСТИАНСКУЮ, ведь речь идёт везде вроде бы о верующих во Христа. Но взгляд на данный (и любой) вопрос не с книжной (библейской) точки зрения, а с позиции Мировоззрения Триединой Жизни наших Пращуров – Русов – даёт принципиально другое понимание данного вопроса и приводит к качественно иным выводам. Сакральный подход к всемирной истории последних тысячелетий приводит к выводу о том, что человечество стремительно со всё возрастающей скоростью деградирует в Нраве и Уме (безумие в ближайшие годы принимает массовый масштаб). Наши далёкие Предки были неизмеримо умнее и нравственнее нас, правильно понимая истинную суть Мира и смысла своего пребывания в нём, потому что их качественно иное Мировоззрение и мышление позволяло им знать то, о чём мы не имеем даже представления, зачастую не понимая и не догадываясь, о чём вообще идёт речь в древних текстах (и каков смысл древних изображений). Поэтому для того, чтобы понять, правильно или не правильно написаны какие-то слова, а главное – что они означают, какой их глубинный (истинный) смысл, надо иметь верное представление о Мировоззрении прошлых веков и тысячелетий – о понимании Предками Мира и Его устройства хотя бы в пределах нашего Звёздного острова (Солнечной системы). В понятийной системе Сакральных Знаний есть такие важные слова-понятия как КРЕСТ и ХРЕСТ, которые имеют отношение и к механике Космических процессов нашего Звёздного образования. Животворящий КРЕСТ, графически обозначаемый прямоугольным крестом в круге, присутствует в околоземном пространстве в виде взаимодействующих друг с другом потоков Земной и Звёздной энергии и служит механизмом проецирования на Землю Космической энергетики, которая вызывает к жизни и поддерживает все процессы на нашей Планете. Солнце, проходя по четырём вершинам Животворящего Креста, фиксирует для землян наступление четырёх сезонов природного годового цикла и четырёх главных годовых праздников – Зимнее и Летнее Солнцестояние, а также Весеннее и Осеннее равноденствие. Эти праздники по Кресту называются соответственно КРЕСТьянскими и связаны в основном с Духовной жизнью ТЕЛА и плотским здоровьем. Крестьянский цикл задавал ритм жизни и весь процесс взаимоотношений с Природой и Землёй-матушкой у соответствующего сословия – КРЕСТЬЯНСТВА. Понятие же ХРЕСТА связано с организационным устройством нашего Звёздного острова – с динамикой Небесной механики. Когда наша Космическая система ещё имела полноценное устройство, характер движения Планет был иным и имел в частности ХРЕСТОобразный участок траектории в виде буквы «Х», который наши Предки так и называли ПАЗ Ха. В день, когда наша Планета проходила эту точку своего космического пути, на Земле отмечали соответствующий праздник с названием ПАЗХА, которая позднее по мере изменения (деградации) огласовки превратилась в Пасху. Представление о значимости этого дня в годовом Природном цикле сохранилось в простонародном дохристианском названии Пазхи – Велик День. Эта важнейшая для Духовной жизни ДУШИ точка годового цикла увязана с циклом Животворящего креста таким образом, что наступает в настоящее время в первое воскресенье (которое в Древней Руси называлось Неделей) после первого Полнолуния, наступавшего вслед за Весенним равноденствием. Поэтому Пасха происходит на всех Планетах всех Звёздных систем, даже если характер их орбитального движения изменился и они не пересекают Х-образный участок траектории, но его место сохраняется и на эллиптической орбите (как в наше время). За этим ХРЕСТианским циклом в силу его определяющей важности и ценности для Души следили Духовные наставники, которых так и называли ХРЕСТиане. Если же знать, что Исконная религия Русов – ПРАВОСЛАВИЕ (дохристианское), тогда можно будет догадаться, кого и почему называли Православные КРЕСТьяне, а кого Православные ХРЕСТьяне. Кстати, второе имя основателя соответствующего вероучения ХРИСТОС, означающее ПОМАЗАННИК (то есть ПОСВЯЩЁННЫЙ), писалось порой на Руси (да и в греческих текстах) – ХРЕСТос.
Как было сказано выше, в орбитальном движении планет нашего звёздного острова в далёкие допотопные времена присутствовал Х-образный участок – ПазХа, в момент прохождения которого на планете наступал соответствующий праздник. Траектория всех планет в целом напоминала восьмёрку, в середине которой и находился ПазХа. В центре двух половинок восьмёрки находились две т.н. тронные звезды и одна из них носила древнерусское название ИНЦИ. Современная христианская традиция сохранила на иконах это слово без изменений. Изменения были внесены только в смысл этого имени тронной звезды. Как? - Об этом в другой раз.
Для тех же, кому Совесть не позволяет говорить о Пращурах так, как это позволял себе т.н. русский митрополит Илларион – мол, они «были подобны ЗВЕРЯМ и СКОТАМ, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились», они «были слепы и истинного света не видели, но во ЛЖИ идольской блуждали» … для тех, в ком Русский дух ещё окончательно не угас в процессе Его многовековой переделки и перестройки… хочу сказать:
Подумайте, почему Иисус Христос пришел именно в это время? Так ли уж неразумны были наши предки? Или дан был нас этот праздник, чтобы не забывали мы о том, что мы часть большого и светлого...